Екатерина II: Императрица стиля

Государственная Третьяковская галерея

В Государственной Третьяковской галерее хранятся три портрета Екатерины II, демонстрирующих ее безупречный стиль и то, что сделало ее законодательницей мод даже за пределами России.

Екатерина II: Императрица стиля
Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля [2 мая] 1729, Штеттин, Пруссия — 6 [17] ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год. Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III. Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства. При Екатерине Великой границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа). Система государственного управления при Екатерине Второй впервые со времени Петра I была реформирована. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века.
Портрет коронации Екатерины II
Этот коронационный портрет Екатерины II сочетает в себе традиционный церемониальный стиль имперских портретов первой половины XVIII века, изображающий по своей сути грандиозную и благородную фигуру, с новыми тенденциями, возникшими под влиянием Нового времени, когда культивировался идеал просвещенного монарха.

Рокотов первым из русских художников был удостоен особой чести исполнить коронационный портрет Екатерины II во всех регалиях царской власти. Живописец изобразил императрицу сидящей на троне в парчовом серебристом платье и горностаевой мантии. В правой руке она держит скипетр, левой рукой опирается на бархатную подушку с лежащей на ней державой. Консоль справа от фигуры украшена вензелем государыни в орнаментальном обрамлении.

Ф.С.Рокотов написал парадный портрет "правосудной монархини", под скипетром которой должна была благоденствовать Российская империя. Композиция полотна построена на сопоставлении строгого, подчеркнуто "геральдического" профиля изображенной и её фигуры в повороте в три четверти. Жест Екатерины II, исполненный величия, обращен не к зрителю, а к невидимому собеседнику. Зритель не входит в пространство картины, он только свидетель представленной ему сцены. Художник создал эффект вневременности и отстраненности, строгости и торжественности действия.

Этому способствует и колористическое решение, построенное на сочетании контрастных цветов: холодного серебристо-сиреневого тона платья и голубого оттенка Андреевской ленты с густым малиновым тоном обивки трона и зеленым оттенком драпировки. Рокотов добился в картине блестящего декоративного эффекта при помощи сопоставления больших красочных поверхностей, рассчитанных на созерцание портрета издалека. Насыщенности цветовой гаммы не уступает и выразительность рисунка.

Профиль Екатерины II очерчен тонкой непрерывной линией, подчеркивающей покатый лоб, тонкие сжатые губы, двойной подбородок. В облачении государыни складки платья и мантии слегка намечены отдельными "мелкими" линиями, выше контур становится все более упругим и точным.
В основу изображения положен погрудный этюд, исполненный в этом же году, вероятно, с самой императрицы. В картине точно повторяются поворот головы Екатерины II и её прическа из пудреных волос, перевитых жемчужными нитями.
Портрет был признан официальным изображением государыни. В 1766 году по заказу Коллегии иностранных дел Рокотов написал шесть повторений для российских посольств за границей.

Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия
Эта работа занимает особое место в искусстве 18-го века. В аллегорической форме она захватила идеал эпохи - образ просвещенного монарха. Художник изображает свою героиню как жрицу Фемиды, богини справедливости.

Инициатором написания парадного портрета Екатерины II был известный поэт, архитектор и музыкант Н.А.Львов. Содержание картины раскрывается через целую систему аллегорий. Орден Святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством.

Императрица одета в платье, напоминающее старинную тогу, с лавровым венком на голове, а не короной.

Екатерина изображена в Храме богини Правосудия – Фемиды. Императрица сжигает на алтаре маковые цветы, которые, согласно античной традиции, считались символом сна и покоя, тем самым выражая готовность пожертвовать собственным покоем ради процветания России.

У ног Екатерины – книги (свод государственных законов) и орел с оливковой ветвью в клюве, олицетворяющие просвещенную, сильную и мирную Россию.

Сентиментализм
Екатерина II изображена в соответствии с идеалами сентиментализма. Художник представляет ее в виде созерцательницы, совершающей прогулку в сопровождении своей любимой левретки и предающейся размышлениям на лоне природы. Вполне возможно, что этот портрет явился прообразом заключительной сцены повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Государыня изображена не в дворцовом интерьере, а среди густой зелени парка, ее одежда подчеркнуто неофициальна. Нет и привычных для императорского портрета атрибутов власти. Однако поза императрицы полна достоинства. Движения и жест, которым она указывает на Чесменскую колонну, воздвигнутую в честь победы в русско-турецкой войне (1768–1774), сдержанны и величественны.

Окружающая ее природа прекраснее, чем пышные парадные залы. Впервые в русском искусстве фон портрета становится важным элементом в характеристике героя. Художник воспевает бытие человека среди естественного окружения, трактует природу как источник эстетического наслаждения.

Авторы истории

The State Tretyakov Gallery

Участники: все работы
Некоторые истории создаются независимыми авторами и не всегда отражают позицию организаций, предоставивших материалы.
Перевести с помощью Google
Главная
Обзор
Что рядом
Профиль

Catherine II: Russia's Empress of style

The State Tretyakov Gallery

The State Tretyakov Gallery keeps three important paintings of Catherine II that demonstrate her impeccable style and what made her a trendsetter outside of Russia.

Catherine II: The Empress of Style
Catherine II the Great (born Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, in Orthodoxy Yekaterina Alekseyevna, April 21 [May 2], 1729, Stettin, Prussia – November 6 [17] 1796, Winter Palace, Petersburg) – the Empress of All the Russias from 1762 to 1796.The daughter of the Prince of Anhalt-Zerbst, Catherine came to power as a result of a palace coup that dethroned Peter III, her unpopular husband.Catherine’s era was characterized with the maximum peasant serfdom strictness and a comprehensive expansion of the privileges of the nobility.Under Catherine the Great, the borders of the Russian Empire were significantly expanded to the west (partitions of the Polish-Lithuanian Commonwealth) and to the south (inclusion of Novorossiya, Crimea, and, partially, the Caucasus).The system of state administration under Catherine II was reformed for the first time since the time of Peter I. Culturally, Russia eventually became one of the great European powers, and the empress herself contributed a lot to it: she was fond of literary activity, collected painting masterpieces, and led correspondence with the French enlighteners. In general, Catherine’s policy and her reforms fit into the trend of enlightened absolutism of the 18th century.
1763: The coronation portrait
This coronation portrait of Catherine II combines the traditional ceremonial style of imperial portraits of the first half of the XVIII century – portraying an inherently grand and noble figure – with the newer trends that were emerging under the influence of the New Age. It was at this time that the ideal of an enlightened monarch was being cultivated. 

Rokotov was the first Russian artist to have a special honor of painting the coronation portrait of Catherine II in all her imperial regalia. The painter pictured the Empress sitting on a throne in a brocade silver dress and an ermine robe. In her right hand she holds a scepter, leaning her left hand on the velvet pillow with the orb lying on it. The console to the right of the figure is decorated with a monogram of the empress in an ornamental frame.

Fyodor Rokotov painted a ceremonial portrait of the “just monarch”, under whose scepter the Russian Empire was to prosper. The composition of the canvas is based on the comparison of a strict, emphatically “heraldic” profile of the depicted figure and her body in a turn of three quarters. The gesture of Catherine II, full of greatness, is not addressed to the viewer, but to the invisible company. The viewers do not enter the space of the picture, they are only witnesses to the demonstrated scene. The artist created the effect of timelessness and detachment, strictness and solemnity of the event.

This is facilitated by a coloristic solution based on a combination of contrasting colors: cool silver-lilac tone of the dress and blue shade of the St. Andrew’s ribbon with a rich crimson tone of the throne’s upholstery and a green hue of drapery. Rokotov achieved a brilliant decorative effect in the picture by comparing large colorful surfaces designed to make a portrait contemplated from afar. Saturation of the color palette matches the expressiveness of the picture.

Catherine’s profile is delineated by a thin continuous line emphasizing the sloping forehead, thin pressed lips, and double chin. In the garment of the empress, the folds of the dress and mantle are slightly marked by separate “fine” lines, while the contour above them becomes more elastic and precise.

The image is based on a shoulder-length sketch made the same year, probably from the Empress herself. The picture accurately depicts the turn of Catherine’s head and her hairstyle with powdered hair interwoven with pearly threads.
The portrait was recognized as the official image of the Empress. In 1766, at the request of the Collegium of Foreign Affairs, Rokotov made six replicas for Russian embassies abroad.

Catherine II – Legislator in the Temple of the Goddess of Justice
This work is quite special for the 18th century art. In its allegorical form, it captured the ideal of the era – an image of an enlightened monarch. The artist depicts his heroine as the priestess of Themis, the Goddess of Justice.

The initiator of this ceremonial portrait of Catherine II was Nikolay Lvov, a famous poet, architect, and musician. The picture’s content is revealed through a complex system of allegories. The Order of St. Vladimir emphasizes merits to the Motherland.

The Empress wears a dress resembling an ancient toga, with a laurel wreath on her head and not a crown.

Catherine is depicted in the Temple of Themis, the Goddess of Justice. The Empress burns poppy flowers on the altar, which, according to the ancient tradition, were considered a symbol of sleep and quietude, thereby expressing readiness to sacrifice her own peace for the sake of Russia’s prosperity.

At the feet of Catherine there are books (a set of state laws) and an eagle with an olive branch in its beak, embodying an enlightened, strong, and peaceful Russia.

Catherine II (1729-1796) is depicted in accordance with the ideal of sentimentalism. The artist presents her in the form of a beholder walking in the company of her beloved Italian greyhound and meditating in the bosom of nature. This portrait might have been the prototype of the final scene of Alexander Pushkin’s novel “The Captain’s Daughter”.

The Empress is depicted not inside the palace, but among the dense greenery of the park, her clothes are emphatically unofficial. There are no attributes of power customary for imperial portraits. However, the pose of the Empress is full of dignity. The movements and her gesture, while pointing at the Chesme Column erected in honor of the victory in the Russian-Turkish war (1768-1774), are restrained and majestic.

The surrounding nature is more beautiful than the lavish staterooms. For the first time in Russian art, the background of the portrait becomes an important element in the characterization of the hero. The artist praises a human being among the natural environment and interprets the nature as a source of aesthetic pleasure.

Credits: Story

The State Tretyakov Gallery

Credits: All media
The story featured may in some cases have been created by an independent third party and may not always represent the views of the institutions, listed below, who have supplied the content.
Translate with Google