1866 – 1924

Лев Самойлович Бакст

Государственная Третьяковская галерея

Художник театра, график, живописец, оформитель выставок и интерьеров, художник-модельер. Иллюстратор и оформитель книг, работал в журнальной графике. Портретист, пейзажист. Педагог.

Художественный гений Лев Бакст
Лев Бакст, урожденный Лейб-Хаим Израилевич Розенберг, родился в 1866 году в Гродно в ортодоксальной еврейской семье. Вскоре после рождения внука дед, коммерсант по фамилии Бакстер, по коммерческим соображениям переезжает в Петербург и перевозит туда семью дочери. Именно от девичьей фамилии матери – Бакстер - впоследствии будет образована сокращенная версия фамилии художника – Бакст.

В Петербурге мальчик поступает в 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, где обнаруживается его склонность к рисованию. Не окончив гимназию, Бакст поступает вольнослушателем в Императорскую академию художеств, где обучается 4 года.

В 1890 году Бакст знакомится с Александром Бенуа – художником, историком искусства, одним из основателей и главным идеологом художественного общества "Мир искусства". Бакст не только становится одним из членов общества, но и принимает активнейшее участие в его деятельности, оформляя журнал и выставки "Мира искусства".

Также благодаря "Миру искусства" Бакст знакомится с Сергеем Павловичем Дягилевым – известным русским театральным и художественным деятелем и антрепренёром.

С 1901 года Бакст работает для театра – в течение жизни он успеет оформить спектакли в Эрмитажном, Александринском, Мариинском театрах, в театрах Парижа и Лондона, поработать с труппами Анны Павловой и Иды Рубинштейн. Однако мировую славу ему принесут знаменитые "Русские сезоны" Сергея Дягилева – ежегодные выступления русских артистов за рубежом. Бакст оформлял как целые спектакли, так и разрабатывал отдельные костюмы для Русских балетов в 1909-18 и 1921-22 гг.

Лев Бакст стал первым русским художником, которому удалось получить мировое признание в мире моды. Он создавал не только театральные костюмы, но также эскизы одежды и тканей, сотрудничал со знаменитыми европейскими модными домами - Paquin, Poiret, Chanel. Желание сделать гармоничной внешнюю сторону жизни, придать красоту и элегантность повседневности — вот что привлекало Бакста в моде. Он писал: «Нет горячих пятен. Серая муть какая-то. Нечем восхищенно залюбоваться ищущему, “изголодавшемуся” глазу.. А между тем так хочется радостей, ликования красок не только на картинах, но и в одеждах, во всем человеческом обиходе».

Авторы истории

Источники:
Биржевые ведомости. 1914. 20 янв.
Журнал «Tретьяковская галерея». Елена Теркель. Лев Бакст: «Одевайтесь, как цветок!» №4/ 2009, (25)
Каталог собрания Государственной Третьяковской галереи. Т. 5 : Живопись конца XIX–начала XX века. – М. : Гос. Третьяковская галерея, 2005. – 528 с. : ил.

Участники: все работы
Некоторые истории создаются независимыми авторами и не всегда отражают позицию организаций, предоставивших материалы.
Перевести с помощью Google
Главная
Обзор
Что рядом
Профиль

1866 - 1924

The artistic genuis of Léon Bakst

The State Tretyakov Gallery

Scene designer, graphic artist, painter, exhibitions and interiors decorator, costume designer. Book illustrator and designer, worked in the magazine graphics. Portraitist, landscape painter. Teacher.

The artistic genuis of Léon Bakst
Léon Bakst, Leyb-Khaim Izrailevich Rosenberg, was born in 1866 in Grodno into an orthodox Jewish family. Shortly after his birth, his grandfather, a merchant bearing the surname of Baxter, moved to Petersburg for commercial reasons and took his daughter’s family with him. It is his mother’s maiden name – Baxter – that will be subsequently shortened and adopted as the artist’s surname – Bakst.

In St. Petersburg, the boy gets enrolled in the 6th St. Petersburg Gymnasium, where he reveals his penchant for painting. Before graduating from the gymnasium, Bakst becomes an external student at the Imperial Academy of Arts, where he studies for 4 years.

In 1890, Bakst meets Alexander Benois, an artist, art historian, one of the founders and the mastermind of the “World of Art” society. Bakst not just becomes one of the members of society, but also takes active part in its activities, illustrating the “World of Art” magazine and decorating exhibitions.

Also, thanks to the “World of Art”, Bakst meets Sergei Diaghilev, a famous Russian theater and art figure and an impresario.

Since 1901, Bakst works for the theater – during his lifetime he was able to design scenes in the Hermitage, Alexandrinsky, Mariinsky Theaters, theaters in Paris and London, work with the troupes of Anna Pavlova and Ida Rubinstein. However, he became well-known all over the world thanks to the “Russian Seasons” by Sergei Diaghilev, annual performances of Russian artists abroad. Bakst designed both entire performances and several costumes for Russian Ballets in 1909-18 and in 1921-22.

Léon Bakst became the first Russian artist to achieve true recognition in the world of fashion. He created theatrical costumes, sketches of clothing and fabrics, collaborated with famous European fashion houses – Paquin, Poiret, Chanel. The desire to make the visible side of life harmonious, to give beauty and elegance to everyday life – that’s what attracted Bakst in fashion. He wrote: “There are no hot spots. Only some gray mud. A seeking, “hungry” eye has nothing to admire with delight… Yet you strive for joys, glee of colors not only in pictures, but also in clothes, in all human ways.”

Credits: Story

List of references:
Exchange News. 1914. Jan 20.
The Tretyakov Gallery Magazine. Yelena Terkel. Léon Bakst: “Dress Up Like a Flower!” No. 4/ 2009, (25)
Collection Catalogue of the State Tretyakov Gallery. Vol. 5: Painting of the late 19th – early 20th century. - M.: State Tretyakov Gallery, 2005. - 528 p. : Illustrated

Credits: All media
The story featured may in some cases have been created by an independent third party and may not always represent the views of the institutions, listed below, who have supplied the content.
Translate with Google