май 1968 г.

Май 68-го глазами историков

Устная история

Предисловие

В 2010 году была опубликована книга "Май 68-го глазами историков: между вымышленным и реальным" (Le Mai 68 des historiens: entre identités narratives et histoire orale) под редакцией Аньес Калю. Она основана на рассказах очевидцев, преимущественно историков. Ее цель – описать, каким образом майские события 1968 года во Франции повлияли на методы исследования исторических явлений, способы их восстановления и передачи. Анализируя личные биографии, фотоснимки и другие свидетельства того времени, автор демонстрирует взгляд интеллигенции на события, которые привели ко многим важным изменениям. Аньес Калю достаточно глубоко исследует феномен социализации. Она изучает на индивидуальном и коллективном уровнях, какими в 1970-х годах предстают те или иные личности, а также целые группы людей в общественном сознании и как видение историков соотносится с официальной версией. Автор показывает, как изменились высшие учебные заведения страны и как эволюционировали общественные науки.

Метод: книга основана на устных рассказах

Прежде всего эта книга, повествующая о неоднозначных событиях мая 1968 года и их видении историками, является отчетом о научно-исследовательской работе, которая определила рамки влияния тех событий на социально-историческом, историографическом и методологическом уровнях. В качестве материала своей работы исследователи решили остановиться на устных рассказах историков – очевидцев событий. Такой подход позволял проследить путь развития привитой и популяризированной политики в масштабах как Франции, так и всего мира, а также изучить историографическую сторону вопроса, которая для историков в последнее время стала весьма актуальной. Однако затем авторы задумались: действительно ли удастся осознать суть майских событий 1968 года, основываясь на рассказах историков, которые выступали одновременно их очевидцами?

Жак ле Гофф:

"В 1968 году мне было 40 лет. Я ходил на каждую демонстрацию. Я не был на баррикадах, но обязательно пошел бы, будь мне 20. В любом случае, душой я всегда был там. Думаю, меня обуревала такая гамма чувств: сочувствие, надежда и разочарование. Мне не обязательно было тогда быть 20-летним. Я был так воодушевлен, что чувствовал себя мальчишкой".

Жак Дюпакье:

"Казалось, что тогда мы сидели на пороховой бочке. Оставалось только узнать, не собирается ли кто-нибудь возле нее прикурить. Возможно, я должен был испытывать какие-то более глубокие чувства. С другой стороны, я ощущал хрупкость нашего общества: все мы были на грани революции. Меня интересовало не как мы дошли до такого состояния, а как нам удавалось так долго все это терпеть... Неустойчивость общества казалась очевидной. В итоге я решительно отказался не только от марксизма, но и прочих общепринятых концепций истории".

Одно тело, много личностей

Общественное самосознание стало во главу угла. Что же происходит с ярлыком "исторический" и реальностью общества, объединенного социальными обычаями, предпочтениями, моделями мышления, которые управляли бы людьми независимо от философских школ и учений? В центре внимания оказывается отдельная личность. На протяжении жизненного пути, прямого или извилистого, мы подвергаем сомнению реальные и навязанные извне потребности, антитезу детерминизма и непредвиденных обстоятельств, безоговорочную эффективность запрограммированного успеха, являющуюся результатом французской системы, известной как "Высшие школы", и, с другой стороны, исключение ключевых позиций из-за недостатков и ограничений университетской системы, а также сопротивление нашего меняющегося мира или, возможно, его склонность к потрясениям. Таким образом, мы наблюдаем активное развитие "элиты исторических событий". В этом принимают участие эксперты, "осведомленные стороны", "люди своего слова", интеллигенция – словом, все, для кого интеллектуальная или организационная деятельность отождествляется с личностью. Углубляя исследование, мы можем с помощью анализа выделить две подгруппы. Первая подгруппа состоит в основном из тех, кто родился в период демографического взрыва. На основе ее оценки было проведено перекрестное исследование: изучались методы обучения и базовых принципов представителей Национальной школы хартий и интеллектуальной молодежи 1968 года вне зависимости от политической активности ее членов, их статичности, участия в протестной деятельности и стадии пересмотра взглядов. Анализ второй группы происходил следующим образом: опрос студентов из Эколь Нормаль и студентов университетов, которые следовали другим моделям, из разных слоев общества и, в частности, из другого поколения, принадлежащего 1922–1935 годам, пережившего череду потрясений и искалеченного воспоминаниями о Первой мировой войне, травмами Второй мировой войны и угрызениями совести из-за алжирского кризиса.

Двойная система ссылок:

Сочетание истории культуры и устной истории (при отсутствии толков относительно того, какая практика эффективнее) не зря называют важным ресурсом при изучении того или иного явления.

История культуры

Проект "68-ой глазами историков" изучает историю культуры, историю личностей путем опроса интеллигенции как социальной группы. Проблематика представлена в виде изучения рассказов, демонстрирующих мировоззрение историков, "наследников" социально-культурных изменений в период до или после 1968 года. Лица, подходящие с просопографической точки зрения и согласные на такую "биографическую авантюру", представляют отчет о своем опыте, который должен основываться на их социогенезе. При этом информация должна быть представлена коллективно, в составе социальной группы, на основе исторических трудов в сочетании с научным влиянием, творческими процессами и развитием концептуальных устройств, в том числе политических, которые способствуют аналитическому подходу.

Устная история

В проекте "68-ой глазами историков" используется устная история для создания коллекции рассказов. В качестве научной основы служит согласованный диалог историков-свидетелей и молодых историков, так что пара "старший – эксперт" становится действенной, когда два мнения взаимодействуют на базе обмена опытом и совместного анализа. Проект достаточно рискованный, так как основан на рассказах с мест событий. Таким образом, допускается принцип несхожести и мы освобождаемся от ограничений письменного слова, которое часто считается непреодолимым, начиная прислушиваться к ДРУГОМУ, неотъемлемой части источника, душе рассказа, в которой она заключена, но присутствует незримо, ДРУГОМУ, описывающему путешествие, эмоции, тенденции. Попросту говоря, ДРУГОЙ высказывает, как это было тогда.

В этой связи проект формирует архив, составленный не просто ретроспективно, но в виде вектора, аудиовизуальной составляющей, непосредственно зависящей от многих эпистемологических вопросов. 

Жак Ревель:

"В период с конца 1950-х и начала 1970-х годов отношения между всеми социальными науками резко изменились. Почему? Во Франции социальные науки сформировались сравнительно недавно и скорее на периферии научного мира, если так можно сказать, они стали автономным течением 1960-х годов, так как претерпели ассимиляцию: появилась степень в области социологии, степень в этнологии, лингвистике и т. д. Кроме того, они нашли свою идеологию, заключавшуюся в структурализме, глубокой антиисторической идеологии и теории познания. Лично я часто говорил, что структурализм был тоже своего рода борьбой в отношении деколонизации социальных наук касательно истории страны, где в течение длительного времени среди социальных дисциплин доминировала история. Так была построена Высшая школа социальных наук: с историей во главе и социальными дисциплинами на задворках".

Авторы истории

- Agnès Callu, chercheur associé au CNRS (IHTP)
- Patrick Dubois, réalisateur multimédia
- Voir, Agnès Callu (dir.) , "Le Mai 68 des historiens", Villeneuve d'Ascq, Presses universitaires du Septentrion, 2010
- Agnès Callu, chercheur associé au CNRS (IHTP)
- Patrick Dubois, réalisateur multimédia
- Voir, Agnès Callu (dir.) , "Le Mai 68 des historiens", Villeneuve d'Ascq, Presses universitaires du Septentrion, 2010

Участники: все работы
Некоторые истории создаются независимыми авторами и не всегда отражают позицию организаций, предоставивших материалы.
Перевести с помощью Google
Главная
Обзор
Что рядом
Профиль

May 1968

May 68 and historians

Regarding oral history

The issue

 

The book – Agnès Callu (ed.), "Le Mai 68 des historiens : entre identités narratives et histoire orale" (May 68 and historians: between narrative identities and oral history) – published in 2010 and based on the spoken experiences of a particular group, mainly historians, aims to explore the legacy of May 1968 on research tools, the operation of historical renewing and knowledge transmitting schemes. By analyzing the content of these testimonies, either recorded biographies or in some cases captured in image, it aims to decipher the retrospective discourses offered by "intellectuals" about the impact of these events which led to many important changes. It explores the phenomena of socialization in depth, at both individual and collective levels, how the social imaginaries cling to certain figures or generational groups, the convergences between the interpretations of historians and politicized frames of references, changes introduced in universities and higher education, and the codes that defined or redefined the perception and appropriation of social sciences in the 1970s.

The method: a book based on a seminar

 

At its roots (based on the dual issue of May 68 and the sociology of symbolic systems among historians), this book serves as a progress report for a research seminar that has defined the frameworks for reflection and use at a socio-historical, historiographical and methodological level. The seminar retraced the co-development of a method (oral history) and a subject (May 68) in such a way as to examine the path, both in a French and an international context, taken by a discipline that has been massified and acculturated, as well as to examine the historiography of a subject which moves from being a part of the news to being of interest to historians. Then the idea of interference was examined and the method was applied to the domain – is it possible to understand May 68 through oral history when it is told by historians who were themselves witnesses to the events?

Quotation from Jacques Le Goff

"[…] In 68, I was 40 years old. I went to every meeting. I wasn't at the barricades, but I might have gone if I had been 20. In any case, I was always there. I think I would have felt the same mixture of sympathy, hope and deception. I wouldn't have wanted to be 20 in 1968, but I felt invigorated then, as though I were a youngster [...]"

Quotation from Jacques Dûpaquier

" […] To me, history seemed like a barrel of gunpowder and the problem was knowing if someone was going to light a cigarrette or a spark on this barrel. In other words, the event seemed to me like a trigger for deeper forces. At this time, I felt that every society was very fragile. Every society was in a pre-revolutionary state and the problem wasn't just knowing why they had exploded but also how they were able to endure it for so long... The fragility of society was really apparent to me. So this effectively led me to give up not only on Marxism but also on any deterministic conception of history […]"

One corpus, many individuals

Collective identity became an issue. What about the label "historian" and the reality of a potential community united by social rituals, working habits, intellectual models that would collectively lead groups, regardless of schools of thought and disciplines? Then, it is the individual that becomes of interest. At a global level, in one's passage through life, whether a straight or a curved path, when we start to question real or reconstructed vocations, the antithesis of determinism versus contingency, the implacable effectiveness of programmed success when it is the result of the French system known as the "Grandes Ecoles", and in contrast the removal of key positions borne from university failings or barriers, and finally the resistance or perhaps inertia to shake-ups in a changing world. Thus the proactive decision is made for a so-called elite history, one of experts, "knowledgeable parties", "men of their word", intellectuals, if not always the decision-makers then at least those for whom the potential of intellectual and/or organizational conception is consubstantial to the individual. Then, delving deeper, the analysis favors two sub-groups. The evaluation of the first group, comprising mainly of "baby boomers", enabled the crossover study: an institutional study of a higher educational establishment, the École des Chartes, its teaching methods, its core principles; the other study was a social study in 1968 of intellectual youth, either politically active or not, static, in rebellion, reforming. The analysis of the second group opens the spectrum: interviewing students from an "École normale supérieure" and/or university students following other models, from different backgrounds, in particular those from a different generation, those from 1922-1935, who can be defined by the succession of shocks endured by an age group broken by memories of the Great War, the traumas of the Second World War and the spasms of conscience owing to the Algeria debate.

A double framework of reference:

Cultural and oral history, when combined, without the hegemony of one over the other or the subjection of one by the other, are intentionally referred to as important knowledge hubs for the study of a subject.

Cultural history

The "68 and historians" project claims to pursue cultural history, that is the social history of representations by questioning the "intellectuals" within a social group. The issue is presented as work to be carried out on a corpus of stories offering the trajectories of historians, "heirs" or not of socio-cultural distortions prior or post 68. Individuals, approached from a prosopographical perspective, agreeing to the verbalization of the "biographical gamble", provide an account of their experiences marked by their individual sociogenesis, but providing information collectively, based on the social group, on the historical works, the partnership that it forms with the credits of scientificity, the creative processes that sustain it and the development of conceptual devices, sometimes political, that favor its analytical approach.

Oral history

The "68 and historians" project aims to utilize oral history to create a corpus of interviews. It asserts that it wants to use, in a scientific manner, the consensual dialogue between historian-witnesses and young historians so that the "elder/expert" pairing is perceived as valid, when conversationally, the two-voice partnership builds a witness account of shared experiences and analyses. The project takes risks as it places confidence in field interviews. So, it recognizes the principle of alterity so that it can break free of the constraints of the written word, which is often deemed insurmountable, to listen to the OTHER. The OTHER, consubstantial to the source, the OTHER, the soul of the account in which it is entangled by its voice but beyond its SELF, the OTHER describing a journey, its own journey, the OTHER delivering emotions, expressing one or many tendencies, in short, the OTHER is revealing its opinion today of what it felt back then.

Therefore, the project claims to manufacture, shape and bring forth for criticism an archive, that has not only been formed retrospectively, but which has arrived by way of a vector, audiovisuals, which is itself subject to many epistemological questions. 

Quotation from Jacques Revel

"[…] Between the end of the 50s and the start of the 70s, the relationship between all the social sciences changed dramatically. Why? Because in France, social sciences developed relatively late and more at the periphery of the academic world, and because they became, if we can say this, autonomous during the 60s, because they had undergone institutionalization – there was a degree in sociology, there was a degree in ethnology, there was a degree in linguistics, etc. – and also because they found their momentary ideology which was structuralism, an ideology and epistemology that were profoundly anti-historian. Personally, I have often said that structuralism was also a kind of fight regarding the decolonization of social sciences in relation to the history of a country where, for a long time, social sciences had been dominated by history, and this was how the École des Hautes Études was built with history at its center and social sciences at the periphery [...]"

Credits: Story

- Agnès Callu, chercheur associé au CNRS (IHTP)
- Patrick Dubois, réalisateur multimédia
- Voir, Agnès Callu (dir.) , "Le Mai 68 des historiens", Villeneuve d'Ascq, Presses universitaires du Septentrion, 2010
- Agnès Callu, chercheur associé au CNRS (IHTP)
- Patrick Dubois, réalisateur multimédia
- Voir, Agnès Callu (dir.) , "Le Mai 68 des historiens", Villeneuve d'Ascq, Presses universitaires du Septentrion, 2010

Credits: All media
The story featured may in some cases have been created by an independent third party and may not always represent the views of the institutions, listed below, who have supplied the content.
Home
Explore
Nearby
Profile